- +

* Без названия


Автор Тема: Джованни Пьерлуиджи да Палестрина  (Прочитано 12 раз)

Description: (1525-1594)

Оффлайн djjaz63

Джованни Пьерлуиджи да Палестрина
« : Ноября 17, 2024, 01:45:04 am »
Advertisement
«
А
Б
В
Г
Д
Е
Ё
Ж
З
И
Й
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Э
Ю
Я
»
Джованни Пьерлуиджи да Палестрина (1525-1594)
И среди великих фигур Ренессанса в истории музыки XVI века выделяется исключительно
талантливая личность – Джованни Пьерлуиджи да Палестрина. О его детстве известно очень мало, и
время его рождения определяется лишь приблизительно: родился он 17 декабря 1525 года
неподалеку от Рима в городке Палестрина, имя которого и взял себе. Очень молодым Палестрина
поступил в хор папской капеллы. Музыкальное образование он получил в школе Гудимеля, из
которой и вынес замечательную полифоническую технику и ясное понимание о чистоте духовного
стиля и гармоничности сочетания звуков. С 1544 по 1551 год он служил органистом и хормейстером
главной церкви в Палестрине. В 1551 переселился в Рим, где последовательно занимал должности
учителя пения и руководителя детского хора в капелле Юлия (при соборе Св. Петра).
При папе Маркелле II положение Палестрины значительно улучшилось. Перейдя на должность
певца Сикстинской капеллы в Ватикане, Палестрина мог посвящать большую часть времени
композиторской деятельности. К тому времени Палестрина уже был женат и имел детей, поэтому для
работы в Сикстинской капелле он должен был получить специальное разрешение, так как правила
запрещали служить в этом священном месте людям не монашеского звания. Но даже, несмотря на
такое благословение церкви, судьба обошлась с ним очень жестоко: неожиданно, вопреки его
желанию, он был уволен со службы, а во время эпидемии чумы потерял жену, двоих сыновей и брата,
что надолго приостановило его творческую деятельность. Только место капельмейстера в церкви
латеранского дворца и в церкви Санта-Мария Маджоре избавили его от крайней бедности.
В 1560 году Палестрина обратил на себя всеобщее внимание своими импропериями Их простая,
красивая, гармоничная музыка произвела сильное впечатление, и триентский собор поручил
Палестрине написать пробную мессу, которая доказала бы возможность существования фигуральной
музыки при церковном богослужении, так как многоголосие контрапунктических хитросплетений
наносило ущерб ясности текста и музыкальному благополучию.
Палестрина написал три мессы на шесть голосов. Все три отличались замечательными
достоинствами: первая отличалась строгим стилем, вторая – нежностью, глубиною чувства и
изяществом, третья, как по форме, так и по экспрессии, явилась высшим проявлением гениальности
композитора. Посвященная памяти папы Маркелла, покровителя Палестины, она известна под
названием "Мессы папы Маркелла" и стала образцом для подражания. Эти мессы решили участь
фигуральной музыки в ее пользу.
Папа Пий IV, услышав мессу, воскликнул: "Здесь Иоанн (то есть Палестрина) в земном Иерусалиме
дает нам предчувствие того пения, которое святой апостол Иоанн в пророческом экстазе слышал в
небесном Иерусалиме". С тех пор и на долгое время сочинять в стиле Палестрины было обязательным
для композиторов католической духовной музыки.
Неудивительно, что с 1561 года и до конца жизни композитор занимал почетную должность
руководителя капеллы собора Св. Петра. За заслуги перед церковью он был там и похоронен в 1594
году. Палестрина за свою жизнь написал много церковных произведений: около 100 месс, 68
офферториев, более 200 мотетов, гимны и другие духовные хоровые сочинения. Музыка месс
композитора в полной мере отвечает величию литургического обряда и становится его органичной
составной частью. Палестрина в своем творчестве использовал знания музыкальной теории и
искусства предшествующих поколений, в частности, очень сложного технически искусства
представителей нидерландской школы. Он сумел придать ему новый смысл и, самое главное, –
сделал более человечным и понятным. Именно поэтому его можно назвать великим композитором.
Палестрина до сих пор остается непревзойденным мастером многоголосья, так называемой
полифонии. Все голоса в его произведениях действительно поют и своим согласным звучанием
создают совершенно новую гармонию. Композитор упростил технику колоратурного пения,
тщательно следил за правильным произнесением слов литургии и старался избегать всяческих
излишеств в музыке. Он писал преимущественно вокальную музыку; орган в его произведениях
выполнял роль сопровождения или же не использовался вовсе, поэтому Палестрина считается самым
ярким представителем хорового пения а капелла (без сопровождения). Всестороннее совершенство
хоровой музыки Палестрины позволяет сравнивать его с великим художником итальянского
Возрождения Рафаэлем.
Композитор создал новый стиль, который оказал влияние не только на римскую музыкальную
школу, но и на развитие музыки во всей Европе. И, несмотря на все это, его музыка постепенно
исчезла из церковного и светского репертуара и была возрождена только в 30-х годах прошлого века в
связи с мощным движением обновления церковной музыки. А современные музыканты только теперь
приближаются к стилистически точному исполнению его сочинений.
 

 


Sitemap 1 2 3 4 5 6 7 
SimplePortal 2.3.5 © 2008-2012, SimplePortal