- +

* Без названия


Автор Тема: Иоганн Себастьян Бах  (Прочитано 35 раз)

Description: (1685-1750)

Оффлайн djjaz63

Иоганн Себастьян Бах
« : Ноября 17, 2024, 08:09:54 am »
Иоганн Себастьян Бах – великий немецкий композитор XVIII века. Прошло уже более двухсот лет со
дня смерти Баха, а интерес к его музыке все возрастает. При жизни композитор не получил
заслуженного признания.
Интерес к музыке Баха возник почти сто лет спустя после его смерти: в 1829 году под управлением
немецкого композитора Мендельсона было публично исполнено величайшее произведение Баха –
"Страсти по Матфею". Впервые – в Германии – было издано полное собрание баховских сочинений. А
музыканты всего мира играют музыку Баха, поражаясь ее красоте и вдохновению, мастерству и
совершенству. "Не ручей! Море должно быть ему имя", – сказал о Бахе великий Бетховен. Предки Баха
издавна славились своей музыкальностью. Известно, что прапрадед композитора, булочник по
профессии, играл на цитре. Из рода Бахов выходили флейтисты, трубачи, органисты, скрипачи. В
конце концов, каждого музыканта в Германии начали называть Бахом и каждого Баха – музыкантом.
Иоганн Себастьян Бах родился в 1685 году в небольшом немецком городке Эйзенахе. Первые
навыки игры на скрипке он получил от отца, скрипача и городского музыканта. Мальчик имел
превосходный голос (сопрано) и пел в хоре городской школы. Никто не сомневался в его будущей
профессии: маленький Бах должен был стать музыкантом. Девяти лет ребенок остался сиротой. Его
воспитателем стал старший брат, служивший церковным органистом в городе Ордруфе. Брат
определил мальчика в гимназию и продолжал обучать музыке. Но то был нечуткий музыкант.
Однообразно и скучно шли занятия. Для пытливого десятилетнего мальчика это было мучительно.
Поэтому он стремился к самообразованию. Узнав, что у брата в запертом шкафу хранится тетрадь с
произведениями прославленных композиторов, мальчик тайком по ночам доставал эту тетрадь и
переписывал ноты при лунном свете. Шесть месяцев длилась эта утомительная работа, она сильно
повредила зрение будущего композитора. И каково же было огорчение ребенка, когда брат застал его
однажды за этим занятием и отобрал уже переписанные ноты.
В пятнадцать лет Иоганн Себастьян решил начать самостоятельную жизнь и переехал в Люнебург.
В 1703 году он закончил гимназию и получил право поступить в университет". Но Баху не пришлось
использовать это право, так как нужно было добывать средства к существованию.
В течение своей жизни Бах несколько раз переезжал из города в город, меняя место работы. Почти
каждый раз причина оказывалась одна и та же – неудовлетворительные условия работы,
унизительное, зависимое положение. Но как бы ни была неблагоприятна обстановка, его никогда не
покидало стремление к новым знаниям, к совершенствованию. С неутомимой энергией он постоянно
изучал музыку не только немецких, но также итальянских и французских композиторов. Не упускал
Бах случая и лично познакомиться с выдающимися музыкантами, изучить манеру их исполнения.
Однажды, не имея на поездку денег, молодой Бах отправился в другой город пешком, чтобы
послушать игру прославленного органиста Букстехуде.
Так же неуклонно отстаивал композитор свое отношение к творчеству, свои взгляды на музыку.
Вопреки преклонению придворного общества перед иностранной музыкой, Бах с особой любовью
изучал и широко использовал в своих произведениях народные немецкие песни и танцы. Прекрасно
познав музыку композиторов других стран, он не стал им слепо подражать. Обширные и глубокие
знания помогали ему совершенствовать и отшлифовывать свое композиторское мастерство.
Талант Себастьяна Баха не ограничивался этой областью. Он был лучшим среди своих
современников исполнителем на органе и клавесине. И если как композитор Бах при жизни не
получил признания, то в импровизациях за органом его мастерство было непревзойденным. Это
вынуждены были признать даже его соперники.
Рассказывают, что Бах был приглашен в Дрезден, чтобы участвовать в состязании со знаменитым в
то время французским органистом и клавесинистом Луи Маршаном. Накануне состоялось
предварительное знакомство музыкантов, оба они играли на клавесине. В ту же ночь Маршан
поспешно уехал, признав тем самым неоспоримое превосходство Баха. В другой раз, в городе Касселе,
Бах изумил своих слушателей, исполнив соло на педали органа. Такой успех не вскружил Баху
голову, он всегда оставался очень скромным и трудолюбивым человеком. На вопрос, как он достиг
такого совершенства, композитор ответил: "Мне пришлось усердно заниматься, кто будет так же
усерден, достигнет того же".
С 1708 года Бах обосновался в Веймаре. Здесь он служил придворным музыкантом и городским
органистом. В веймарский период композитор создал свои лучшие органные сочинения. Среди них
известнейшая Токката и фуга ре минор, знаменитая Пассакалия до минор. Эти произведения
значительны и глубоки по содержанию, грандиозны по своим масштабам.
В 1717 году Бах с семьей переехал в Кетен. При дворе принца Кетенского, куда он был приглашен,
не было органа. Бах писал, главным образом, клавирную и оркестровую музыку. В обязанности
композитора входило руководить небольшим оркестром, аккомпанировать пению принца и
развлекать его игрой на клавесине. Без труда справляясь со своими обязанностями, Бах все свободное
время отдавал творчеству. Созданные в это время произведения для клавира представляют собою
вторую после органных сочинений вершину в его творчестве. В Кетене были написаны двухголосные
и трехголосные инвенции (трехголосные инвенции Бах называл "симфониями"). Эти пьесы
композитор предназначал для занятий со своим старшим сыном Вильгельмом Фридеманом.
Педагогические цели руководили Бахом и при создании сюит – "Французских" и "Английских". В
Кетене Бах закончил также 24 прелюдии и фуги, составившие первый том большого труда под
названием "Хорошо темперированный клавир". В этот же период была написана и знаменитая
"Хроматическая фантазия и фуга" ре минор.
В наше время инвенции и сюиты Баха стали обязательными пьесами в программах музыкальных
школ, а прелюдии и фуги "Хорошо темперированного клавира" – в училищах и консерваториях.
Предназначенные композитором для педагогической цели, эти произведения представляют, кроме
того, интерес и для зрелого музыканта. Поэтому пьесы Баха для клавира, начиная со сравнительно
нетрудных инвенций и кончая сложнейшей "Хроматической фантазией и фугой", можно услышать на
концертах и по радио в исполнении лучших пианистов мира.
Из Кетена в 1723 году Бах переехал в Лейпциг, где остался до конца своей жизни. Здесь он занял
должность кантора (руководителя хора) певческой школы при церкви Св. Фомы. Бах был обязан
обслуживать силами школы главные церкви города и нести ответственность за состояние и качество
церковной музыки. Ему пришлось принять стеснительные для себя условия. Наряду с обязанностями
преподавателя, воспитателя и композитора были и такие предписания: "Не выезжать из города без
разрешения господина бургомистра". Как и прежде, ограничивались его творческие возможности. Бах
должен был сочинять для церкви такую музыку, которая бы "не была слишком продолжительной, а
также… опероподобной, но чтобы возбуждала в слушателях благоговение". Но Бах, как всегда,
жертвуя многим, никогда не поступался главным – своими художественными убеждениями. На
протяжении всей жизни он создавал произведения, поразительные по своему глубокому содержанию
и внутреннему богатству.
Так было и на этот раз. В Лейпциге Бах создал свои лучшие вокально-инструментальные
композиции: большую часть кантат (всего Бахом написано около 250 кантат), "Страсти по Иоанну",
"Страсти по Матфею", Мессу си минор. "Страсти", или "пассионы" по Иоанну и Матфею – это
повествование о страданиях и смерти Иисуса Христа в описании евангелистов Иоанна и Матфея.
Месса близка по содержанию "Страстям". В прошлом и месса и "страсти" представляли собою хоровые
песнопения в католической церкви. У Баха эти произведения выходят далеко за рамки церковной
службы. Месса и "Страсти" Баха – это монументальные произведения концертного характера. В их
исполнении участвуют солисты, хор, оркестр, орган. По своему художественному значению кантаты,
"Страсти" и Месса представляют собою третью, самую высокую вершину творчества композитора.
Церковное начальство было явно недовольно музыкой Баха. Как и в прежние годы, ее находили
слишком яркой, красочной, человечной. И действительно, музыка Баха не отвечала, а скорее
противоречила строгой церковной обстановке, настроению отрешенности от всего земного.
Наряду с крупными вокально-инструментальными произведениями Бах продолжал писать музыку
для клавира. Почти в одно время с Мессой был написан знаменитый "Итальянский концерт". Позже
Бах закончил второй том "Хорошо темперированного клавира", куда вошли новые 24 прелюдии и
фуги.
Помимо огромной творческой работы и службы в церковной школе, Бах принимал активное
участие в деятельности "Музыкальной коллегии" города. Это было общество любителей музыки,
которое устраивало концерты светской, а не церковной музыки для жителей города. С большим
успехом Бах выступал в концертах "Музыкальной коллегии" как солист и дирижер. Специально для
концертов общества он написал много оркестровых, клавирных и вокальных произведений светского
характера.
Но основная работа Баха – руководителя школы певчих – приносила ему одни огорчения и
неприятности. Средства, отпускавшиеся церковью на школу, были ничтожны, и певчие мальчики
голодали, были плохо одеты. Невысок был и уровень их музыкальных способностей. Певчих нередко
набирали, не считаясь с мнением Баха. Оркестр школы был более чем скромен: четыре трубы и
четыре скрипки!
Все прошения о помощи школе, поданные Бахом городскому начальству, оставались без внимания.
Отвечать же за все приходилось кантору.
Единственной отрадой были по-прежнему творчество, семья. Подросшие сыновья – Вильгельм
Фридеман, Филипп Эммануил, Иоганн Христиан – оказались талантливыми музыкантами. Еще при
жизни отца они стали известными композиторами. Большой музыкальностью отличалась Анна
Магдалена Бах, вторая жена композитора. Она обладала прекрасным слухом и красивым, сильным
сопрано. Хорошо пела и старшая дочь Баха. Для своей семьи Бах сочинял вокальные и
инструментальные ансамбли.
Последние годы жизни композитора были омрачены серьезной болезнью глаз. После неудачной
операции Бах ослеп. Но и тогда он продолжал сочинять, диктуя свои произведения для записи.
Смерть Баха осталась почти не замеченной музыкальной общественностью. О нем скоро забыли.
Печально сложилась судьба жены и младшей дочери Баха. Анна Магдалена умерла десять лет спустя
в доме призрения для бедных. Младшая дочь Регина влачила нищенское существование. В последние
годы ее тяжелой жизни ей помог Бетховен.
 

 


Sitemap 1 2 3 4 5 6 7 8 
SimplePortal 2.3.5 © 2008-2012, SimplePortal