Непомук родился 14 ноября 1778 года в Пресбурге, тогдашней столице Венгрии. Его семья жила в
Унтерштинкенбрунне, маленьком нижнеавстрийском приходе, где дед Гуммеля держал ресторан. В
этом приходе родился и отец мальчика – Иоганнес.
Непомук уже в три года обладал исключительным музыкальным слухом и благодаря своему
необычайному интересу к любой музыке в пятилетнем возрасте получил от отца в подарок маленькое
фортепиано, которое он, между прочим, благоговейно хранил до самой смерти.
С 1793 года Непомук жил в Вене. Его отец в то время занимал здесь место музыкального
директора театра. В первые годы своего пребывания в столице Непомук редко появлялся в обществе,
так как занимался в основном музыкой. Сначала отец привел его к Иоганну Георгу Альбрехтсбергеру,
одному из учителей Бетховена, для занятий контрапунктом, а позже к придворному капельмейстеру
Антонио Сальери, у которого он брал уроки пения и который стал его самым близким другом и даже
был свидетелем на свадьбе. А в августе 1795 года он стал учеником Иозефа Гайдна, который ближе
познакомил его с органом. Хотя в эти годы Гуммель как пианист редко выступал в приватных кругах,
он считался уже в 1799 году одним из самых знаменитых виртуозов своего времени, его игра на
фортепиано, по высказываниям современников, была неповторимой, и даже Бетховен не мог
сравниться с ним.
Это мастерское искусство интерпретации скрывалось за неказистой внешностью. Он был невысок
ростом, полноват, с грубо вылепленным лицом, сплошь покрытым оспинами, которое зачастую
нервно подергивалось, что производило на слушателей неприятное впечатление.
В эти же годы Гуммель начал выступать с собственными композициями. И если его фуги и
вариации лишь привлекли внимание, то рондо сделало его очень популярным.
По-видимому, благодаря Гайдну в январе 1804 года Гуммель был принят в капеллу князя
Эстергази в Эйзенштадте в качестве концертмейстера с годовым жалованием 1200 гульденов.
Со своей стороны Гуммель испытывал к своему другу и покровителю безграничное почтение,
которое выразил в своей, посвященной Гайдну, фортепианной сонате Es-Dur. Вместе с другой
сонатой, "Аллилуйя", и фантазией для фортепиано, она сделала Гуммеля знаменитым во Франции
после концерта Херубини в Парижской консерватории в 1806 году.
Когда в 1805 году Генрих Шмидт, работавший в Веймаре у Гёте, был назначен директором театра
в Эйзенштадте, музыкальная жизнь при дворе оживилась; начались регулярные постановки на вновь
сооруженной сцене большого зала дворца. Гуммель вносил свой вклад в развитие почти всех
принятых в то время жанров – от различных драм, сказок, балетов до серьезных опер. Это
музыкальное творчество пришлось в основном на время, которые он провел в Эйзенштадте, то есть в
1804-1811 годы. Так как эти произведения были написаны, по-видимому, исключительно по заказу, в
большинстве случаев со значительным ограничением во времени и в соответствии со вкусами
тогдашней публики, его оперы не могли иметь продолжительного успеха. Зато многие музыкальные
произведения пользовались большой популярностью у театральной публики.
Возвратившись в 1811 году в Вену, Гуммель посвятил себя исключительно композиторской
деятельности и урокам музыки и редко выступал перед общественностью как пианист.
16 мая 1813 года Гуммель женился на Элизабет Рекель, певице Венского придворного театра,
сестре ставшего известным своими связями с Бетховеном оперного певца Иозефа Августа Реке-ля. Эта
женитьба способствовала тому, что Гуммель сразу же попал в поле зрения венской общественности.
Когда он весной 1816 года по окончании военных действий отправился в концертное турне в Прагу,
Дрезден, Лейпциг, Берлин и Бреслау, во всех критических статьях отмечали, что "со времен Моцарта
ни один пианист так не восхищал публику, как Гуммель".
Так как камерная музыка была в то время идентична домашней музыке, он должен был
приноравливаться к широкой аудитории, если хотел иметь успех. Композитор пишет знаменитый
септет, который впервые с большим успехом был исполнен 28 января 1816 года баварским
королевским камерным музыкантом Раухом на домашнем концерте. Позднее он был назван самым
лучшим и совершенным произведением Гуммеля. По словам немецкого композитора Ганса фон
Бюлова, – это "лучший образчик смешения двух музыкальных стилей, концертного и камерного,
которые имеются в музыкальной литературе". С этого септета начался последний период творчества
Гуммеля. Он все чаще сам обрабатывал свои произведения для различных составов оркестра,
поскольку, как и Бетховен, не доверял это дело другим лицам.
Между прочим, Гуммеля с Бетховеном связывали дружеские отношения. Хотя в разное время
случались и серьезные размолвки между ними. Когда Гуммель уехал из Вены, Бетховен посвятил ему
в память о совместно проведенном времени в Вене канон со словами: "Счастливого путешествия,
дорогой Гуммель, вспоминайте иногда вашего друга Людвига ван Бетховена".
После пятилетнего пребывания в Вене в качестве учителя музыки 16 сентября 1816 года он был
приглашен в Штуттгарт в качестве придворного капельмейстера, где в оперном театре ставил оперы
Моцарта, Бетховена, Херубини и Сальери и выступал как пианист.
Через три года композитор перебирается в Веймар. Город, наряду с некоронованным королем
поэтов Гёте, получил в лице знаменитого Гуммеля новую звезду. Биограф Гуммеля Бениовский пишет
о том периоде: "Побывать в Веймаре и не послушать Гуммеля означает то же самое, что побывать в
Риме и не увидеть папу". К нему стали приезжать ученики со всего света. Его слава преподавателя
музыки была так велика, что сам факт быть его учеником имел большое значение для дальнейшей
карьеры молодого музыканта.
В Веймаре Гуммель достиг пика своей европейской славы. Здесь он сделал настоящий рывок после
бесплодных в творческом отношении лет в Штуттгарте. Начало положило сочинение знаменитой
сонаты fis-Moll, одной, которой, по словам Роберта Шумана, хватило бы, чтобы обессмертить имя
Гуммеля. В страстном, субъективно-взволнованном фантастическом выражении "и
высоко романтической манере она опережает свое время почти на два десятилетия и предвосхищаетв
звуковые эффекты, которые присущи представлению поздних романтиков". Но и три трио для
фортепьяно его последнего периода творчества, прежде всего опус 83, содержат совершенно новые
стилистические черты; минуя своих предшественников Гайдна и Моцарта, он обращается здесь к
"блестящей" игре.
Особо следует подчеркнуть завершенный предположительно в 1820 году квинтет для фортепьяно
es-Moll, в котором основным принципом музыкального выражения являются не элементы
импровизации или орнаментальные украшения, а работа над темой и мелодией. Использование
венгерских фольклорных элементов, большее предпочтение фортепьяно и свободное владение
мелодией – вот некоторые музыкальные особенности, которые отличают поздний стиль Гуммеля.
Как дирижер при Веймарском дворе Гуммель уже в марте 1820 года взял свой первый отпуск,
чтобы отправиться в концертное турне в Прагу, а затем в Вену. На обратном пути он дал в Мюнхене
концерт, который имел небывалый успех. Через два года он поехал в Россию, в 1823 году – в Париж,
где после концерта 23 мая его назвали "современным Моцартом Германии". В 1828 году в Варшаве на
одном из его концертов присутствовал молодой Шопен, которого игра мастера буквально пленила.
Свое последнее концертное турне – в Вену – он совершил вместе с супругой в феврале 1834 года.
Последние недели своей жизни он провел за обработкой струнных квартетов для фортепиано
Бетховена, которые ему заказали в Лондоне, где он намеревался их издать. Болезнь изнуряла
композитора, силы медленно покидали его, и он не смог осуществить свои намерения.
Примерно за неделю до кончины зашел, между прочим, разговор о Гете и об обстоятельствах его
смерти. Гуммель хотел знать, когда умер Гёте – днем или ночью. Ему ответили' "Днем". "Да, – сказал
Гуммель, – если я умру, я бы хотел, чтобы это случилось днем". Это последнее его желание
исполнилось: 17 октября 1837 года в 7 часов утра, на рассвете, он умер.