Юрий Геннадиевич Томин (наст. фам. - Кокош) родился в 1929 г. во Владивостоке. Позднее семья
переехала в Ленинград. Мальчику исполнилось 12 лет, когда началась Великая Отечественная война.
Он был эвакуирован в Сталинrрад, затем в Горький. Здесь учился в школе, потом - в ремесленном
училище. Только в 1945 г. Томин возвратился в Ленинград. Снова школа -10-й класс.
Прочитав в каком-то журнале рассказ о моряке дальнего плавания, Томин решил поступить в
Высшее мореходное училище. Проучившись год, он понял, что ветер романтики занес его не туда.
Плавание на кораблях - это проторенная дорожка. Хотелось чего-то необычного, будоражащего ум и
воображение. И Томин перебирается на физический факультет Ленинградского университета,
который заканчивает в 1952 г., получив специальность «геофизию>. Три года Томин отдал Крайнему
Северу: Туруханск, Игарка, Средняя Тунгуска, Верхняя Тунгуска,
Енисей ... Дальние поисковые партии, нелегкие экспедиционные будни: ночевки на голой земле,
многодневные переходы пешком и на лыжах, пот, холод, усталость, комары ...
Именно там, в обстановке тяжелого напряженного труда, в окружении суровых молчаливых людей,
вырабатывались его жизненные принципы: мужество, честность, верность долгу, товарищество,
которые потом и составили нравственный фундамент будущих произведений писателя.
Юрий Томин становится начальником геофизической партии, поступает в аспирантуру, а в 1955-
1959 гг. преподает в вузе. Но целиком посвятить себя науке Томину не пришлось. Увиденное и
пережитое не давало покоя, просилось наружу, хотелось поделиться им с самым непосредственным и отзывчивым читателем. И Юрий Томин начинает писать для детей.
Его первая книга «Повесть об Атлантиде» была написана в 1959 г. Герои повести - сибирские
мальчишки, мечтатели и романтики, увлеченные красивой легендой и отправляющиеся на поиски
необыкновенной страны - Атлантиды.
Вторая книга писателя - сборник «Алмазные тропы» (1960). Это рассказы о людях прямых и
отважных, о чести, верности, преданности долгу.
В своем творчестве Юрий Томин стремился отыскать самый короткий и надежный путь к душе
юного читателя, говорить с ним о вещах серьезных, жизненно важных увлекательно, без нотаций и
унылых поучений.
Именно поэтому после первых двух книг, написанных в реалистической манере, автор обращается
к другому типу повествования - так называемой нефантастической фантастике (повести «Борька, я и
невидимка», 1962; «Шел по городу волwебнию>, 1963; «Нынче все наоборот», 1968; «Карусели над
городом», 1979; <<А, Б, В, Г, Д и другие», 1982).
Суть этой повествовательной манеры заключается в том, что в ней сказочный вымысел не
поглощает реальность целиком, а присутствует лишь в виде волшебного элемента. Благодаря ему
создаются определенные ситуации, в которых обычная жизнь предстает под необычным углом зрения,
поворачивается к читателю своими неизвестными гранями, а характеры героев открываются с весьма
своеобразной стороны.
Лучшее произведение Юрия Томина - повесть-сказка «Шел по городУ волшебнию> - относится к
этому жанру. В ней роль чудесного элемента выполняет коробок волшебных спичек, который
случайно находит герой повести, четвероклассник Толик Рыжков. Стоит переломить одну - и все его
желания исполняются. Читатель, пройдя с героем через целый ряд испытаний, пережив стыд, страх,
ужас, понимает в итоге, что ничто в мире не достается даром, без усилий и дУшевных затрат.
А если так все-таки случается, то не приносит счастья и очень скоро начинает тяготить, разрушая
твою прежнюю жизнь и дорогие тебе отношения с родными и близкими людьми.
Произведения Юрия Томина написаны в 60-70-е гг. прошлого века, но интерес к ним не угасает и
по сей день. Умные, веселые, увлекательные, его повести помогают юному читателю лучше понять
себя и окружающих, учат доброте, отзывчивости, сопереживанию, умению ощущать чужую бедУ как
свою.